+7 (495) 769-17-04 [email protected]
+7 (916) 058-60-64 Пн - Сб 10.00-20.00
Добавить сайт в избранное
 

Лего купить в Минске
Каталог
Игрушки дня
Статьи

Игры для развития

Главная -> Полезно знать -> Пренатальное развитие и обучение малыша с 4-5 месяца беременности

Пренатальное развитие и обучение малыша с 4-5 месяца беременности

Пренатальное развитие и обучение малыша с 4-5 месяца беременности

Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание на тот факт, что в головном мозге новорожденных имеется некоторое количество атрофированных клеток головного мозга. Ученые предположили, что эти клетки были недоразвиты вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода. Они не были в достаточной степени вовлечены в мозговые процессы и поэтому не развивались. Вместе с тем, существовала научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень умственного развития и психической устойчивости ребенка.

В связи с этим в научных кругах развитых стран возникли идеи о целесообразности стимулирования головного мозга в дородовой период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов (клеток головного мозга). Была выдвинута гипотеза, что такое стимулирование можно осуществлять, посылая плоду различные импульсы и сигналы, которые будут восприниматься, регистрироваться, оцениваться и систематизироваться головным мозгом, увеличивая его активность. Но любые сигналы и информацию человек получает через свои органы чувств; а зрение, обоняние, осязание и вкус практически бездействуют в дородовой период. Только звуки изначально могут воздействовать на малыша. Прежде всего, это шумы материнского организма, сердцебиение и голос матери, а также звуки окружающего мира. Следова-тельно, именно звуковыми воздействи-ями можно влиять на процессы, происходящие при развитии плода. Так появились новые направления в психологии, педагогике и медицине - пренатальное (дородовое) развитие и пренатальное обучение.

Как развивается слух ребенка

Современная наука утверждает, что с седьмой недели беременности начинает формироваться евстахиева труба, а на девятой неделе у эмбриона уже сформировано наружное ухо. Полностью ухо формируется примерно к двадцать четвертой неделе. Слух начинает развиваться у плода с пятнадцатой недели беременности. На шестнадцатой неделе малыш способен слышать некоторые звуки, а на двадцать шестой неделе начинает реагировать на них. Это доказывают результаты некоторых исследований: резкий звук извне может заставить малыша дернуться, а новый звук, издаваемый материнским организмом, может привести к учащению сердцебиения ребенка.

Чтобы убедиться, что плод способен воспринимать звуки и реагировать на них, специалисты применяли различные методы исследования: с помощью ультразвукового исследования следили за движениями тела, подсчитывали частоту сердечных сокращений, записывали электроэнцефалограмму и электрокардиограмму плода. Ученые применяли даже гидрофон, с помощью которого определили, что звуки теряют до 30% своей громкости, достигая слуха малыша в утробе.

Как развивается мозг ребенка

Мозг эмбриона начинает формироваться на двадцать первый день после зачатия. Электрическая активность головного мозга фиксируется уже на шестой - седьмой неделе беременности. Начиная с восьмой и по восемнадцатую неделю внутриутробной жизни мозг плода стремительно продуцирует миллиарды нейронов, между ними начинают устанавливаться межклеточные связи. К концу пятого месяца беременности уже определено, сколько мозговых клеток будет иметь ребенок с рождения и до конца жизни. С этого момента новые клетки не появляются, будут меняться только размер и сложность уже созданных клеток головного мозга, и продолжится создание и развитие межклеточных связей. Следовательно, период с девятнадцатой по сороковую неделю беременности является тем уникальным периодом развития, когда мозг плода либо максимально сохранит спродуцированные природой нейроны, либо утратит некоторую их часть навсегда.

Число мозговых клеток, имеющихся у ребенка при рождении, позволяет определить его потенциал, а уровень интеллекта в итоге определяется именно количеством межклеточных связей. При недостаточном развитии головного мозга в период беременности количество межнейронных связей будет существенно меньше. Недостаток этих связей может привести к атрофированию и утрате какого-то количества мозговых клеток, особенно на восьмом месяце беременности. Это подтвердили многие специалисты по проблемам развития мозга у детей. Их вывод был практически однозначным - для сохранения максимального количества нейронов и совершенствования межклеточных связей необходимо стимулирующее воздействие на мозг ребенка в период беременности.

Результаты исследований

Зная, что только звук способен донести информацию до мозга плода в условиях, когда все остальные органы чувств практически бездействуют в период беременности, исследователи из разных стран провели много экспериментов по изучению влияния звуковых воздействий на плод. Применялись как одиночные, так и групповые звуковые импульсы с различной частотой, продолжительностью и громкостью. Были зафиксированы отдельные реакции плода на такие импульсы: шевеления, вздрагивания, кратковременные изменения числа сердечных сокращений.

После многочисленных экспериментов многие исследователи, независимо друг от друга, пришли к выводу, что максимально эффективное воздействие на плод могут оказывать звуки классической музыки, как наиболее гармоничные и несущие максимальный объем сенсорной информации.

В результате ряда исследований было установлено, что при определенном звуковом раздражении слухового анализатора плода происходит усиление нервной активности, активизация нейронов и развитие межнейронных связей.

Однако, главный вопрос, который интересовал исследователей - какое влияние музыкальное стимулирование мозговой активности в дородовой период оказывает на развитие ребенка после рождения? Разными группами специалистов были проведены исследования по выявлению результатов пренатального музыкального воздействия.

Эти исследования показали, что дети, которых стимулировали до рождения, быстрее смогли овладеть многими зрительными, языковыми и двигательными навыками. Кроме того, были получены данные, свидетельствующие о том, что мозг таких детей лучше развит, а их интеллектуальный уровень достаточно высок.

Многие ученые утверждают, что пренатальное музыкальное воздействие оказывает позитивное влияние как на развитие музыкальных способностей ребенка, так и на его сенсомоторное, языковое, эмоциональное и физическое развитие. И дальнейшее наблюдение за детьми, которых стимулировали музыкально во время беременности, показывает, что они значительно опережают в развитии своих сверстников - они быстрее овладевают различными навыками. Такие дети спокойны и улыбчивы, менее возбудимы, лучше концентрируют внимание и ориентируются в пространстве, а подрастая, проявляют разносторонние способности и отличаются оптимизмом и жизнерадостностью. Их интеллектуальный уровень очень высок. Они рано начинают говорить и проявляют большой интерес к музыке. Этот интерес наблюдается как у детей грудного, так и годовалого и дошкольного возраста.

Кроме того, в ходе исследований было установлено, что в процессе беременности у плода развивается память. Получая внутриутробно определенное количество сенсорной информации, ребенок не только реагирует на нее, но и запоминает, что говорит о наличии у него кратковременной (краткосрочной) слуховой памяти. А с тридцать второй недели малыш способен запоминать музыку и узнавать ее после рождения, что свидетельствует о наличии у него и долгосрочной памяти, т.е. памяти, сохраняющейся после появления на свет.

Именно это и легло в основу теории пренатального развития и обучения. Ученые полагают, что звуки музыки, воздействующие на плод, могут влиять не только на развитие, но и на музыкальные предпочтения ребенка после рождения.

Пренатальное развитие

За девять месяцев от зачатия до рождения малыш проходит колоссальный путь развития - от одной клетки до сформировавшегося совершенного организма. Развитие ребенка в этот период происходит стремительно, он развивается самостоятельно по законам природы. Однако мама может и должна помочь своему ребенку в развитии. Необходимо больше общаться с малышом, разговаривать с ним, петь ему песенки, гладить живот, стараться иметь больше положительных и разнообразных эмоций - все это будет способствовать внутриутробному развитию и обучению малыша.

Плод в утробе матери со всех сторон окружен звуками. В первую очередь это звуки материнского тела, ее сердцебиение и ее голос. Малыш учится распознавать его, привыкает к определенному ритму языка, выделяет всевозможные оттенки и интонации голоса матери. Но основной поток информации поступает извне - это звуки окружающего мира. Ребенок в утробе матери воспринимает эти звуки, он на них реагирует, под их влиянием развивается его головной мозг и совершенствуется он сам. Чем сложнее и разнообразнее звуки, тем большее влияние они могут оказывать на малыша. Звук - это лучший способ внутриутробной стимуляции ребенка и, по мнению многих исследователей, именно классическая музыка наиболее эффективно способствует его пренатальному развитию. Классическая музыка лучше слышна в утробе, чем эстрадная. А фортепьянная музыка или хоровое исполнение по частотности схожи с голосом мамы - это самые приятные звуки для малыша.

Среди исследователей и специалистов нет сомнения в том, что плод не только слышит, он запоминает звуки: у него существует краткосрочная память, при повторении одного и того же стимула ребенок начинает реагировать на него менее активно. Считается, что если ребенок будет часто слышать одно и то же, то он просто перестанет на это реагировать. Если упрощенно трактовать пренатальное развитие, как стимулирование активизации мозговых процессов под влиянием поступающей информации, то наиболее эффективно посылать малышу либо новую, либо уже забытую им сенсорную информацию. То есть необходимо проигрывать каждый раз или новую музыку, или повторять ее не раньше, чем малыш забудет предыдущее исполнение этой композиции. Среди ученых нет единого мнения относительно длительности краткосрочной памяти плода, существуют разные точки зрения: от нескольких минут и часов до нескольких дней, в зависимости, в том числе, и от его возраста. Ряд исследователей влияния дородового музыкального воздействия рекомендуют повторять каждое конкретное музыкальное произведение не чаще, чем через 2-3 дня.

Пренатальное обучение

Специалисты не сомневаются в существовании долгосрочной памяти, сохраняющей после рождения информацию, полученную плодом в период беременности.

Многие источники информации упоминают о классическом эксперименте с музыкой Дебюсси: беременная женщина постоянно слушала ее в часы отдыха. А после родов ее малыш сразу успокаивался, заслышав эту музыку. Многие родители, проводившие музыкальные занятия в пренатальный период, отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные ими до рождения. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокаивающее средство и могут быть успешно использованы для снятия сильного эмоционального напряжения.

В ходе некоторых исследований было доказано, что звуковые композиции, которые ребенок слушал до рождения, не только позволяют успокоить или убаюкать новорожденного, но и могут повышать его аппетит.

Регулярное прослушивание классической музыки может стать действенным процессом дородового обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот (Boris Brott) так ответил на вопрос, когда к нему пришла любовь к музыке: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с некоторыми произведениями впервые, он уже знал партию виолончели еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она просмотрела свои музыкальные записи и обнаружила, что сын наизусть знал именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.

Очевидно, что новорожденные узнают и положительно реагируют на музыку, которую они слышали до рождения. Следовательно, беременность - это не только формирование ребенка, но и отличная возможность повлиять на интеллект, творческие и музыкальные способности будущего малыша, простимулировать его познавательное и эмоциональное развитие.

Чем чаще ребенок в утробе матери будет слышать конкретную музыкальную композицию, тем с большей вероятностью он будет ее помнить после рождения. Поэтому, есть принципиальное различие в подходах к пренатальному развитию и пренатальному обучению. Если с точки зрения эффективности дородового развития необходимо повторять определенную музыкальную композицию как можно реже, то с точки зрения эффективности дородового обучения она должна звучать как можно чаще. Оптимально совместить эти два противоположных подхода можно следующим образом: при проведении музыкальных занятий необходимо использовать одни и те же музыкальные произведения, но так, чтобы каждое произведение повторялось не чаще, чем через 2-3 дня и не реже, чем через 6-7 дней. Желательно вести дневник музыкальных занятий, в котором можно будет не только отмечать периодичность прослушивания каждой композиции, но и фиксировать реакцию малыша на то или иное музыкальное произведение. Это позволит определить те музыкальные произведения, которые оказывают на плод самое благоприятное воздействие, и использовать эти композиции во время родов для снятия стресса и сильного эмоционального напряжения ребенка и мамы, а также применять их после рождения малыша для успокоения или убаюкивания.

Психологи и психиатры выявили наличие еще одного чрезвычайно важного фактора - качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Было установлено, что ребенок в утробе получает информацию не только через свой слуховой анализатор, но и через организм матери. Доказано, что все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику, и формируют основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни. Ребенок еще во внутриутробном состоянии учится определять реакцию мамы на различные стрессовые факторы и зачастую перенимает ее поведение в будущем.

Мать является как бы посредником между внешним миром и ребенком. Формирующийся человечек не воспринимает этот мир напрямую. Однако он непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир, и запоминает их в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Многие исследователи подчеркивают важность состояния матери в процессе музыкальных занятий. Существует мнение: если будущая мама сама не вслушивается в музыку и не находит удовольствия от ее прослушивания, то не будет никакого благоприятного воздействия и на плод. А вот чем больше чувств вызывает музыка у матери, тем большее влияние окажет она и на ребенка. Именно с этой музыкой ребенок будет соотносить положительные эмоции матери, именно к этой музыке он может стремиться в дальнейшем. Кроме того, чем ярче и разнообразней эмоции и чувства, испытываемые матерью и запоминаемые плодом на клеточном уровне, тем богаче и насыщенней может быть внутренний мир ребенка после рождения.

Поэтому, если мама равнодушна к классической музыке, что не редкость в наше время, то ей необходимо постараться во время музыкальных занятий со своим малышом открыть в этой музыке что-то новое для себя, услышать то, что ранее было ей недоступно, почувствовать ассоциации, воссоздать зрительные образы, которые может вызывать эта музыка. Это может значительно обогатить внутренний мир матери и ее ребенка и, как следствие, благоприятно скажется на развитии малыша.

Нельзя утверждать, что мать, часто слушая музыку или играя на каком-нибудь музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта или певца. Несомненно одно - ее ребенок будет восприимчив к музыке и к различным звукам. Вместе с развитием способностей малыша посредством дородовых музыкальных занятий, мать, безусловно, привьет ребенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь.

Опубликована: 14.12.2013 Просмотров: 1171
 
Поиск по каталогу
Новости сайта